Солярис

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Солярис » FAQ » F.A.Q.


F.A.Q.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Для кого эта игра?

В первую очередь, для взрослых, серьезных и опытных игроков, поклонников научной фантастики, готовых серьезно отыгрывать научные исследования и полноценную жизнь персонажей на борту станции или вне нее. Все персонажи на игре смертны и уязвимы, так что игра здесь будет рискованной, психологически сложной, требующей зрелости души и достаточно крепкой психики. Так как на игре есть боевка, возможно, придется где-то и подраться, и пострелять. Условно нашей игре можно присудить рейтинг NC-25, то есть возраст, когда человек уже вполне самостоятелен и имеет сформировавшееся мировоззрение. Дети в игре могут появляться только в ролях фантомов - порождений Соляриса. Но желательно, чтобы и детей здесь играли взрослые.
Также следует отметить, что здесь свой фан/драйв/крафт/кайф вряд ли найдут поклонницы яоя, колледжей, Голливудов, манчи и любители играть психов. Магии и прочих элементов фэнтези здесь тоже нет. Некая "экзотичность" фантомов возможна с разрешения мастеров, но не доходящая до абсурда.

Какой здесь игровой мир?

Канон игры - роман Станислава Лема "Солярис". Чтобы полноценно играть, достаточно посмотреть фильм Андрея Тарковского "Солярис" и прочесть все информационные материалы на этом форуме. Американский  фильм 2002 года лучше  не рассматривать как источник базовых знаний о мире игры, он его не отражает и вообще к роману Лема имеет очень отдаленное отношение.
О мире еще можно сказать, что это будущее. Но сравнительно недалекое, конец XXI- начало XXII веков. Мы приняли за игровой год - 2113-й. Хоть человечество обросло новыми технологиями, но многие старые конфликты так и не улажены. Так же неспокойно на Ближнем Востоке, так же беспокоит США и Европу Россия, обособляющаяся от западных соседей, и по-прежнему социалистический Китай. Граждане последнего уже владеют третью недвижимости мира и четвертью контрольных пакетов акций крупнейших корпораций. Страны Северной Америки и Европы объединились в единое политико-экономическое пространство и ввели жесткую иммиграционную политику, делающую почти невозможным въезд беженцев из Африки, Азии, Латинской Америки и стран Ближнего Востока. И Земля за несколько десятилетий очень жестко разделился на зоны благоденствия и крайней нищеты, сытого, защищенного мира и постоянной войны за выживание.
Развитые страны образовали крупный Международный Центр космических программ (МЦКП), занимавшийся разработкой космических технологий, научными исследованиями и поиском экзопланет для последующей колонизации. С открытием возможности перелетов на сверхсветовых скоростях этот процесс пошел семимильными шагами, что называется. Но планет земного типа (до которых можно долететь даже с имеющимися технологиями менее, чем за 10-20 лет) пока обнаружено не было. Зато в зонах скопления космических тел, богатых полезными ископаемыми, были построены несколько ресурсных станций, налажено транспортно-грузовое сообщение с ними. Массовое привлечение рабочих из стран третьего мира на эти станции и добывающие базы заметно снизило политическую напряженность и острые конфликты на Земле между богатыми странами северного полушария и нищими южного. Открыты технологии терраформирования, но пока они несовершенны и проходят тесты в отдаленных мирах. С появлением частных звездолетов начали появляться и пираты, поэтому МЦКП был вынужден начать плотное сотрудничество с НАТО и вооруженными силами ООН, и вскоре оживленные  космические трассы начали охранять крейсеры "Звездного патруля" (международного боевого подразделения под эгидой ООН и МЦКП). Примерно таков ныне мир планеты Земля. Но наша игра происходит вдали от него.

Какой здесь тип игры?

Локационка со смешанным мастерингом. Это подразумевает создание игры игроками, но с активным вмешательством мастера на определенных этапах игры. Мастер будет вбрасывать игровую информацию, оглашать новые события, судить боевку и сообщать результаты научных исследований.

Кем можно заявиться?

Только неканоном. Все известные по книге члены персонала станции "Солярис" давно были вывезены с нее, а сама станция 11 лет висела на орбите в состоянии консервации. Условно мы называем нынешний проект "второй экспедицией на Солярис". Также хотим обратить внимание на то, что каждому игроку, который заявится обитателем станции (основным персонажем), вменено в обязанность параллельно отыграть и одного НПСа - порождение океана Соляриса. И что это будет за существо, обязательно следует предварительно в обсудить с мастером, дабы получить разрешение на его использование.
На игру можно заявиться также исключительно фантомом Соляриса, не заводя персов-людей. Но со всеми рисками, которые с этим связаны. Люди однозначно будут пытаться избавиться от гостей на борту станции. Более того, у военных вообще четкие инструкции на этот счет. Особенности заявки фантомом Соляриса указаны в разделе приемки анкет и правилах.

Что такое "порождение океана Соляриса"?

Это существо, называемое фантомом, созданное неизвестным образом электромагнитной энергией океана планеты из нейтрино, и материализованное на борту станции, рядом с ней или на поверхности планеты. Выглядят и функционируют, как обычные люди, животные, растения. Все они осознают себя теми, кем выглядят, только с частичной амнезией, и никакой информации о своем  творце не имеют (если только он сам не вложит в их головы дополнительную информацию). Уничтожается такое существо в аннигиляционных камерах, имеющихся на борту станции, в физической и биохимической лабораториях. Термин "аннигиляция" в игре используется условно, как упрощенное название процесса протоплазменной и клеточной деструкции вплоть до молекул с разрушением электромагнитных связей между частицами в ограниченном пространстве камеры, из которой "отходы" в силовых оболочках отправляются за борт станции. Посему просим не блистать познаниями в физике и не рассказывать нам, какие чудовищные взрывы в тротиловом эквиваленте возможны при аннигиляции объекта с массой человека. Мы это знаем)))) Станислав Лем использовал этот термин с описанием признаков ("вспышка света и ветер"), будем использовать его и мы.

Каков возраст персонажей допустим?

Основных персонажей (людей) - от 25 лет и до 55. Не моложе и не старше. Причем учитывайте, что 25 - это бывший студент, едва получивший диплом. И попасть в экспедицию такого уровня он может только помощником более старшего и заслуженного ученого, либо является юным гением, который экстерном закончил школу с вузом и имеет уже научные работы. Человека старше 55 лет просто не возьмут работать в космосе по состоянию здоровья. Примечание: благодаря успехам медицины, люди в игровом мире выглядят моложе примерно на 5-10 лет.
Фантомы Соляриса могут быть любого возраста.

Что мне может тут не понравиться?

Многое.

- Дизайн. Нам нравится именно такой. И для нас важнее жизнь в слове. Так что не тратьте время ни на броски тухлыми яйцами, ни на дифирамбы. Дизайн такой и останется, а меняться будет только по желанию мастеров.
- Все персонажи смертны. Особенно в опасном положении находятся порождения океана Соляриса, потому что люди знают, как их уничтожать. Если вы не будете беречь своего перса и приметесь совершать необдуманные действия, то он может погибнуть. И вернуть его в игру больше нельзя. Персы могут погибнуть в результате нападения или несчастного случая. Никаких гарантий выживания мы здесь никому не даем. У фантомов есть свои особенности и плюсы, которые общо описаны в теме подачи анкет, но они могут не помочь ему спасти свою жизнь. Что касается людей, то жить, получать урон или умирать они будут по логичным законам своей физиологии.
- Каждому игроку придется отыгрывать не одну, а, как минимум, две роли: основного персонажа (землянина) и фантома Соляриса для кого-то из своих партнеров. Придется читать чужие анкеты и вопрошать мастеров, чтобы завести фантома. И играть обоих персов придется постоянно, пока они оба живы.
- Все основные персонажи - обычные люди без всяких сверхспособностей. И это не обсуждается. Фантомы также никакой магией не обладают.
- На игре нет никаких иных пришельцев, кроме порождений океана Соляриса. Любой фантом может быть допущен в игру только с разрешения мастера. Если вашему творению мастер сказал "нет", то это окончательно.
- На игре не может быть никаких анимешных аватарок, гламурных девушек, детских персонажей (среди основных, землян), людей, чье присутствие на борту станции неуместно. Сюда прилетают только  ученые и специалисты, официально направленные с Земли в рамках космической программы. Но фантомы могут быть какие угодно, в рамках логики и воспоминаний прилетевших людей (мастера помогут определиться).
- Все основные персонажи на начало своей игры здоровы и не страдают никакими психическими отклонениями. Иначе их просто в экспедицию бы не пустили.
- Здесь запрещено иметь и носить оружие, если вы мирный персонаж. Если вы его нашли, взяли и воспользовались, у вас могут быть серьезные проблемы со службой безопасности. Вплоть до изоляции или ликвидации.
- Количество военных в экспедиции строго ограничено. Будет только небольшая группа (не более 4 человек) исключительно для обеспечения безопасности гражданских и выполнения спецмиссий. Все военные имеют технические специальности, поэтому будут работать инженерами и техниками, а не просто разгуливать со стволами по станции. Начальник экспедиции - военный, и сама экспедиция профинансирована военными. Делайте выводы.
- Никакого своего оружия заявить на игру вы не сможете. На станции будет только то, что пропишут мастера. И это будет касаться военных, в первую очередь. Что-то "дорогое сердцу" мы еще можем пропустить военному с учетом, что игрок провез это и ему разрешили. Но, сами понимаете, это будет максимум нож, а не гаубица или пулемет Гаусса. Станция исходно построена как гражданская, и не рассчитана на ведение серьезных военных действий внутри. Стрельба на борту легко может привести к разгерметизации и гибели людей.
- Никаких бездельников на игре не будет. Как персонажей, так и игроков. Отписываться придется либо раз в 2 дня (самое редкое), либо держать своего перса в стороне от основных событий, дабы не мешать играть тем, кто желает этого. Все серьезно. И если вы ученый, то извольте отыгрывать научные исследования, а не посиделки с бутылочкой где-то в кают-компании. Последнее не возбраняется, но не как основное занятие героя на борту станции. То же касается и секса. Всю необходимую информацию по результатам научных исследований мастер будет вам предоставлять. В рамках заявленных вами в постах научных изысканий. На глупости будет соответствующий ответ мастера.
Здесь очень жесткое отношение мастеров к ленивым и исчезающим игрокам. Игра сделана для взрослых людей, которые уважают своих партнеров, не заставляя их ждать неделями. А также готовых полноценно жить своими персами, а не изредка ими развлекаться. Не отписался кто-то в течение 2-х дней без предупреждения, мастер сразу забирает его перса и ведет его далее, как пожелает. Вплоть до его убийства по игре. Этот момент может быть пересмотрен в очень немногих случаях, и, если персонаж умер, то вернувшийся вдруг игрок уже не имеет права требовать возвращения его в игру. Не хотите потерять перса, когда вам нужно отлучиться с игры, уведите его в сторону от основного действия и придумайте логичное занятие на время вашего отсутствия. И, конечно, предупредите о своей отлучке.
- Строгие требования к знанию родного языка и умению на нем связно изъясняться. Никаких "птиц-троек" тут нет, все пишут по правилам русского языка. На какие-то мелочи типа пунктуации и опечатки мастер глаза закроет, только если игрок хорошо играет, живо и интересно пишет, активно работает головой и его посты можно читать без особого труда. Но исключений для всех не будет. Учитесь писать по-русски, а потом приходите играть.
- И главное! Мастера здесь тираны и безжалостные садисты. Все зло и сумасшествие, которое вы можете или не можете себе представить, они обрушат на вашу голову. Они вывернут вам душу, испортят жизнь персу, заставят его жестоко страдать и постоянно бороться за выживание. Здесь ценят только жизнь игрока в персе, а не актерство. Поэтому наперед вам никто не скажет, что произойдет через час или завтра. Персонаж не кукла, а вы сами. Только готовым жить в игре, бороться с кошмарами, искать ответы и решения будет полноценная игра. Специально мастера никого убивать не будут, только по логике событий. Но и никому мешать в этом не станут.

Если еще не передумали играть тут, читайте правила и информационные материалы по канону и игре. Велкам, бесстрашные!

0

2

Материалы из Википедии о романе Станислава Лема "Солярис".

Планета Солярис

Справка из романа:
Планета Солярис вращается вокруг двойной звезды - красного и голубого солнц - Альфы Водолея. Масса живого океана на планете — 17 биллионов тонн. Размеры планеты Солярис (радиус на 20 % больше радиуса Земли) и общая площадь суши (меньше территории Европы, то есть около 10 млн км²).

Планета Солярис — спутник системы двойной звезды, который движется по сложной орбите около обоих светил. Диаметр приблизительно на 20 % больше земного, присутствует атмосфера, непригодная для дыхания человека. Первоначально Солярис не привлёк внимания учёных, но через несколько лет обнаружилось, что орбита планеты не соответствует законам небесной механики: по расчётам Солярис должен был упасть на поверхность одной из звёзд, но из-за необъяснимых флуктуаций этого не происходило. При последующем исследовании планеты оказалось, что практически всю её площадь покрывает океан из живой студенистой субстанции, которая является единственным обитателем планеты - единый одноклеточный протоплазматический организм. Эта субстанция могла изменять орбиту планеты без каких-либо инструментов, путём непосредственного моделирования метрики пространства-времени. Сначала выдвигалось множество гипотез о природе, организации и уровне развития Океана, но после ряда исследований учёные сделали вывод, что Океан — существо, обладающее высокоразвитым разумом и предпринимающее действия по коррекции орбиты планеты вполне сознательно.

С момента обнаружения странностей в орбите планеты берёт начало наука соляристика, основной задачей которой стало установление контакта с мыслящим океаном. Была построена научно-исследовательская станция «Солярис», представляющая собой лабораторию, оборудованную всем необходимым для изучения Океана, которая парит над поверхностью планеты благодаря антигравитационным устройствам. В период действия романа там живут 3 человека. Кроме станции по круговой орбите вокруг Соляриса вращается саттеллоид (искусственный спутник), предназначенный для контроля орбиты, сбора данных и связи с Землёй.

Обнаружилось, что Океан способен образовывать на своей поверхности замысловатые структуры, построенные с применением сложнейшего математического аппарата. Анализ электромагнитных и гравитационных волн, генерируемых океаном, выявил определённые закономерности. Однако многочисленные попытки контакта провалились одна за другой: хотя Океан и отвечал на различные воздействия исследователей, в его реакциях не удалось найти никакой системы. При этом и сам Океан осуществлял некоторые действия, которые земляне интерпретировали как попытку контакта с его стороны, однако их не удалось понять. Таким образом, все собранные факты ничуть не продвинули исследователей на пути понимания того, как же можно общаться с океаном.

Образования на поверхности планеты Солярис под светом разных солнц

http://s2.uploads.ru/t/j4ASt.jpg
Симметриада

http://s3.uploads.ru/t/9RH2B.jpg
Ассиметриада

http://s3.uploads.ru/t/d00ik.jpg
Мимоид

Соляристика, несмотря на усилия выдающихся учёных в её рядах, стала своеобразной описательной наукой, которая накопила огромный массив фактов, но не смогла сделать никаких выводов и предсказаний. Через некоторое время наступил застой, всё большее число специалистов разочаровывались в соляристике и склонялись к выводу, что попытки контакта с Океаном бесперспективны из-за слишком больших различий между ним и людьми.

Не ищем мы никого, кроме людей. Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало […]. Мы хотим найти собственный, идеализированный образ, это должны быть миры с цивилизацией более совершенной, чем наша. В других мы надеемся найти изображение нашего примитивного прошлого.

История первой экспедиции

Прибытие главного героя романа — доктора Криса Кельвина — на борт исследовательской станции Солярис на научное дежурство происходит в период кризиса соляристики и угасания интереса к изучению планеты.
Выйдя по прилёте из шлюза, доктор сразу обнаруживает хаос и запустение. Он ожидал встретить троих обитателей: Гибаряна, Снаута и Сарториуса. Однако несколькими часами ранее доктор Гибарян покончил жизнь самоубийством. Двух других членов экипажа Кельвин находит в состоянии глубокой депрессии, на грани помешательства. Выясняется, что причиной психических отклонений экипажа является появление на станции существ, которых можно было бы назвать фантомами, если бы они не были, с точки зрения землян, вполне материальны. Единственное объяснение их появления — фантомы созданы океаном Соляриса. Судя по происходящему с Кельвином и редким оговоркам его коллег, фантомы являются точными, как во внешности, так и в поведении, копиями людей (во всяком случае — живых существ), ранее знакомых человеку, причём таких, с которыми связаны острые, травмирующие воспоминания, или материализацией его фантазий, зачастую неприятных или аморальных, которых сам человек стыдится. Кельвину Океан посылает его девятнадцатилетнюю жену Хари, которая за десять лет до описываемых событий покончила с собой (отравилась) после размолвки с ним.
Кельвин начинает понимать, что и ему недалеко до потери рассудка. Он проводит над собой ряд опытов, позволяющих убедиться, что всё с ним происходящее — реальность, а не бред или галлюцинация. При этом он находит свидетельства того, что и Гибарян проводил аналогичные опыты. Кельвин пытается избавиться от фантома Хари, отправив её в ракете в полёт за пределы станции, но это не помогает — Хари появляется опять, точно такая же, причём не помнящая своего предыдущего появления. Кельвин уже не в силах сопротивляться её присутствию и начинает просто жить и общаться с ней, как с обычной, реальной женщиной.
И Кельвин, и его коллеги пытаются понять, как устроены «фантомы». Исследование тканей фантомов показывает, что они являются точными моделями обычных человеческих тканей, построенными из каких-то неизвестных структур, стабилизированных силовыми полями, очевидно, генерируемыми Океаном. Фантомы при физическом воздействии чувствуют боль, но при повреждениях очень быстро восстанавливаются. Фантом не может ни покончить с собой, ни быть убит; будучи внешне вполне мёртвым, он через короткое время «воскресает» в прежнем виде. Ткани восстанавливаются даже после участия в химических реакциях (кровь Хари восстановилась в пробирке после сжигания кислотой) и по-видимому могут быть уничтожены только аннигиляцией. Но даже после аннигиляции фантом вскоре возвращается. Фантомы (по крайней мере, Хари) ощущают себя «настоящими» людьми, имеют память (со значительными провалами) и чувства, но при этом каким-то образом «привязаны» к человеку, которому явились: они физически не могут долго выносить его отсутствие. Со временем, находясь рядом с человеком, фантом всё более «очеловечивается», приобретает черты, не свойственные оригиналу (точнее, воспоминаниям человека об оригинале) и становится всё более самостоятельным.
Доктор Кельвин на самом себе ощущает все проблемы и разочарования, которые испытала соляристика. Люди изучают Океан, но и Океан своеобразно изучает их. Причём делает это безжалостно, не отдавая отчёта в том, что так он может повредить изучаемому. Во весь рост встаёт вопрос, над которым уже давно бьётся наука об Океане: возможен ли в принципе контакт разумов, между которыми, кажется, нет вообще ничего общего?

Контакт означает обмен какими-то сведениями, понятиями, результатами… Но если нечем обмениваться? Если слон не является очень большой бактерией, то океан не может быть очень большим мозгом.

Хари сначала начинает догадываться о своей нечеловеческой сущности, а прослушав запись, оставленную Гибаряном для Кельвина, окончательно убеждается в истинном состоянии дел. Тем временем Кельвин и Снаут принимают решение продолжить экспериментальную работу. Они снимают энцефалограмму мозга Кельвина и направляют в различные участки океана пучки жёсткого гамма-излучения, промодулированные ею. Пока продолжаются эксперименты, Сарториус находит способ уничтожения фантомов в аннигиляционной камере станции и предлагает ликвидировать фантом Хари. Кельвин, уже воспринимающий фантом как реального человека, горячо возражает, Снаут склоняется к точке зрения Сарториуса. Снаут пытается убедить Кельвина, что их действия нельзя воспринимать через призму человеческих моральных норм, так как сама ситуация уже далеко вышла за пределы морали; Кельвин, не найдя возражений и понимая умом правоту коллеги, не может, тем не менее, согласиться с ним и обдумывает варианты действий, которые позволили бы ему сохранить Хари. В конце концов решение принимает сама Хари: втайне от Кельвина она добровольно соглашается на аннигиляцию.
Когда и после такой убийственной попытки контакта не удалось добиться какой-либо внятной реакции, учёные приходят к выводу, что присутствие людей больше не имеет смысла. Кельвин подаёт рапорт руководству с предложением о прекращении дальнейших экспериментов, предлагая эвакуировать экипаж и вывезти его на Землю. Находясь в состоянии нервного шока после гибели Хари, он даже обдумывает возможность нанести по Океану лучевой удар генераторами антиматерии. Однако позже, когда становится ясно, что новые «фантомы» перестали появляться, это расценивается как некая реакция Океана на эксперимент. Кельвин решает остаться и продолжить попытки установить контакт с Океаном.

0

3

Фильмы и спектакли, которые стоит посмотреть/послушать перед игрой:

Солярис (1968), телеспектакль, СССР, режиссеры: Лидия Ишимбаева, Борис Ниренбург

Ну, тут просто постарайтесь не хихикать над древней антуражкой и излишним пафосом актерской игры. Этот телеспектакль очень близок к тексту книги, хотя, конечно, это не весь роман, и даже не его истинная суть. Однако по сравнению с  фильмом Тарковского и американским, это - самый верный пересказ книги в видеоверсии. Со всеми техническими деталями, необходимыми для понимания природы фантомов.

Солярис (1972), художественный фильм, СССР, режиссер Андрей Тарковский

Лучшее на данный момент произведение по мотивам книги Лема. Но самому Лему фильм не понравился. Из-за того, что фильм отражает только историю Кельвина и Хари (ну, еще связь человека и его корней), но не проблему контакта с чуждым разумом, о чем писал в своем романе Лем. Мы же на этом форуме будем играть именно в контакт.

Солярис (2007), радиоспектакль (можно скачать тут).

Блестящая работа прекрасных актеров и опытных драматургов, умеющих трепетно относиться к авторскому тексту. Время звучания - около 4-х часов. Но послушать стоит всем, кто намерен играть на этом форуме. Хотя в обязанность никому не вменяется.

0

4

Викицитатник

Соляристика зашла в тупик.

Тому, кто станет тщательно изучать всевозможные данные о планете Солярис, трудно избавиться от впечатления, что перед ним обломки интеллектуальных построений, быть может и гениальных, перемешанные как попало с плодами полнейшей, граничащей с безумием глупости. Поэтому в противоположность концепции «Океана-йога» родилась теория «Океана-дебила».

Кельвин, давай откроем донные люки и будем кричать ему туда, вниз, может, услышит? Но как он называется? Подумай, мы назвали все звезды и планеты, а может, они уже имели название? Что за узурпация? Слушай, пошли туда. Будем кричать… Будем рассказывать ему, что он из нас сделал, пока не ужаснется… выстроит нам серебряные симметриады, и помолится за нас своей математикой, и окружит нас своими окровавленными ангелами, и его мука будет нашей мукой, и его страх — нашим страхом, и будет нас молить о конце.

Итак, она тебя любит. А ты хочешь ее любить. Это не одно и то же.

Можно ли отвечать за собственное подсознание? Если я не отвечаю за него, то кто же?

Человек отправился познавать иные миры, иные цивилизации, не познав до конца собственных тайников, закоулков, колодцев, забаррикадированных темных дверей.

Человек, вопреки видимости, не ставит перед собой целей. Их ему навязывает время, в котором он родился, он может им служить или бунтовать против них, но объект служения или бунта дан извне. Чтобы изведать абсолютную свободу поисков цели, он должен был бы остаться один, а это невозможно, поскольку человек, не воспитанный среди людей, не может стать человеком.

Шел кто-то большой и тяжелый, как…
    — Гибарян? — сказал я спокойно.
    — Да, это я. Не зажигай свет.
    — Но…
    — Не нужно. Так будет лучше для нас обоих.
    — Но ты умер!
    — Это ничего. Ты ведь узнаешь мой голос?
    — Да. Зачем ты это сделал?
    — Пришлось. Ты опоздал на четыре дня. Если бы ты прилетел раньше, может быть, это и не понадобилось бы. Но не упрекай себя. Мне не так уж и плохо.
    — Ты правда здесь?
    — Ах, ты считаешь, что я снюсь тебе, как ты думал о Хари?
    — Где она?
    — Почему ты думаешь, что я знаю?
    — Догадался.
    — Держи это при себе. Предположим, я здесь вместо нее.
    — Но я хочу, чтобы она тоже была.
    — Это невозможно.
    — Почему? Слушай, ты ведь знаешь, что в действительности это не ты, это только я.
    — Нет, это действительно я. Если бы ты хотел быть педантичным, мог бы сказать — это еще один я. Но не будем тратить слов.
    — Ты уйдешь?
     — Да.
    — И тогда она вернется?
    — Тебе этого хочется? Кто она для тебя?
    — Это мое дело.
    — Ты ведь ее боишься?
    — Нет.
    — И тебе противно…
    — Чего ты от меня хочешь?
    — Ты должен жалеть себя, а нее. Ей всегда будет двадцать лет. Не притворяйся, что не знаешь этого!

Но ведь отчаявшийся Бог — это же человек, дорогой мой!

— Люди преступны от природы, но слабы. А на зло способны только сильные, избранные. Зло — это ступень. Переступаешь её — освобождаешься.

— Ну, а добро?
— А добро… Это такая простая ловушка… для дураков.
— Так недалеко и до гражданской войны.
— А она и не кончалась с момента сотворения мира.
— Божьи войны

« — Ты что, притворяешься? — буркнул Снаут. Он смотрел на меня испытующе. — Ведь я все время говорю о Солярисе; только о Солярисе и ни о чем ином. Не моя вина, если это так сильно отличается от того, чего ты ожидал. Впрочем, ты пережил достаточно, чтобы по крайней мере выслушать меня до конца. Мы отправляемся в космос приготовленные ко всему, то есть к одиночеству, борьбе, страданиям и смерти. Из скромности мы не говорим этого вслух, но думаем про себя, что мы великолепны. А на самом деле, на самом деле это не все, и наша готовность оказывается недостаточной. Мы вовсе не хотим завоевывать космос, хотим только расширить Землю до его границ. Одни планеты пустынны, как Сахара, другие покрыты льдом, как полюс, или жарки, как бразильские джунгли. Мы гуманны, благородны, мы не хотим покорять другие расы, хотим только передать им наши ценности и взамен принять их наследство. Мы считаем себя рыцарями святого Контакта. Это вторая ложь. Не ищем никого, кроме людей. Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Достаточно одного этого, и он-то нас уже угнетает. Мы хотим найти собственный, идеализированный образ, это должны быть миры с цивилизацией более совершенной, чем наша. В других надеемся найти изображение нашего примитивного прошлого, в то же время по ту сторону есть что-то, чего мы не принимаем, от чего защищаемся. А ведь мы принесли с Земли не только дистиллят добродетели, героический монумент Человека! Прилетели сюда такие, какие есть в действительности, и когда другая сторона показывает нам эту действительность, не можем с этим примириться.
— Но что же это? — спросил я, терпеливо его выслушав.
— То, чего мы хотели: контакт с иной цивилизацией. Мы имеем его, этот контакт. Увеличенная, как под микроскопом, наша собственная чудовищная безобразность. Наше шутовство и позор!!! — его голос дрожал от ярости».

0

5

Цитата из романа, описывающая Солярис и процесс его изучения.

Солярис был открыт почти за сто лет до того, как я родился. Планета обращается вокруг двух солнц — красного и голубого. В течение сорока с лишним лет к ней не приближался ни один космический корабль. В то время теория Гамова — Шепли о невозможности зарождения жизни на планетах двойных звезд не вызывала сомнений. Орбиты таких планет непрерывно изменяются из-за непостоянства сил притяжения, вызванного взаимным обращением двух солнц.
Возникающие изменении гравитационного поля сокращают или растягивают орбиту планеты, и зародыши жизни, если они возникнут, будут уничтожены испепеляющим жаром или космическим холодом. Эти изменения происходят регулярно через несколько миллионов лет, то есть в астрономическом или биологическом масштабе за очень короткие промежутки времени, так как эволюция требует сотен миллионов, если не миллиардов лет.
Солярис, по предварительным подсчетам, должен был за пятьсот тысяч лет приблизиться на расстояние половины астрономической единицы к своему красному солнцу, а еще через миллион лет упасть в его раскаленную бездну, Однако уже через несколько лет выяснилось, что орбита планеты не подвергается ожидаемым изменениям, как будто она была постоянной, такой же постоянной, как орбиты планет нашей солнечной системы.
Были повторены, на этот раз с максимально возможной точностью, наблюдения и вычисления, которые лишь подтвердили, что уже было известно: Солярис имеет постоянную орбиту. И если до этого Солярис был всего-навсего одной из нескольких сотен ежегодно открываемых планет, которым в статистических сборниках уделялось по нескольку строчек, описывающих элементы их движения, то теперь он немедленно перешел в ранг небесного тела, достойного самого пристального внимания.
Через четыре года после этого открытия планету облетела экспедиция Оттеншельда, который изучал Солярис с «Лаокоона» и двух вспомогательных космолетов. Эта экспедиция носила характер предварительной разведки, тем более что высадиться на планету она не могла. Ученые запустили большое количество автоматических спутников-наблюдателей на экваториальные и полярные орбиты. Главным заданием для спутников было измерение гравитационных потенциалов. Кроме того, были исследованы океан, почти целиком покрывающий планету, и немногочисленные возвышающиеся над его поверхностью плоскогорья. Их общая площадь оказалась меньше, чем территория Европы, хотя Солярис имел диаметр на двадцать процентов больше земного. Эти лоскутки скалистой и пустынной суши, разбросанные как попало, скопились главным образом в южном полушарии. Был также определен состав атмосферы, лишенной кислорода, и произведены чрезвычайно точные измерения плотности планеты, альбедо и других астрономических показателей. Как и предполагалось, не было найдено никаких следов жизни ни на жалких клочках суши, ни в океане.
В течение дальнейших десяти лет Солярис, теперь уже находящийся в центре внимания всех наблюдателей этого района, демонстрировал поразительную тенденцию к сохранению своей, вне всяких сомнений, гравитационно нестабильной орбиты. Некоторое время дело пахло скандалом, так как вину за такие результаты наблюдений пытались возложить (в заботах о благе науки) то на определенных людей, то на вычислительные машины, которыми они пользовались.
Отсутствие средств задержало отправку специальной соляристической экспедиции еще на три года, вплоть до того момента, когда Шеннон, укомплектовавший команду, получил от института три космических корабля тоннажа «С» космодромного класса. За полтора года до прибытия экспедиции, которая вылетела с Альфы Водолея, другая исследовательская группа по поручению Института вывела на околосоляристическую орбиту автоматический сателлоид «Луна-247». Этот сателлоид после трех последовательных реконструкций, отделенных друг от друга десятками лет, работает до сегодняшнего дня. Данные, которые он собрал, окончательно подтвердили выводы экспедиции Оттеншельда об активном характере движения океана.
Один космолет Шеннона остался на дальней орбите, два других после предварительных приготовлений сели на скалистом клочке суши, который занимает около шестисот квадратных миль у южного полюса планеты. Работа экспедиции закончилась через восемнадцать месяцев и прошла очень успешно, за исключением одного несчастного случая, вызванного неисправностью аппаратуры. Однако ученые экспедиции раскололись на два враждующих лагеря. Предметом спора стал океан. На основании анализов он был признан органической материей (назвать его живым еще никто не решался). Но если биологи видели в нем организм весьма примитивный, что-то вроде одной чудовищно разросшейся жидкой клетки (они называли ее «пребиологическая формация»), которая окружила всю планету студенистой оболочкой, местами глубиной в несколько миль, то астрономы и физики утверждали, что это должна быть чрезвычайно высокоорганизованная структура, которая сложностью своего строения превосходит земные организмы, коль скоро она в состоянии активно влиять на форму планетной орбиты. Никакой иной причины, объясняющей стабилизацию Соляриса, открыто не было. Кроме того, планетофизики установили связь между определенными процессами, происходящими в плазменном океане, и локальными колебаниями гравитационного потенциала, которые зависели от «видоизменений океанической материи».
Таким образом, физики, а не биологи выдвинули парадоксальную формулировку «плазменная машина», имея в виду существо, в нашем понимании, возможно, и неживое, но способное к целенаправленным действиям в астрономическом масштабе.
В этом споре, который, как вихрь, втянул в течение нескольких недель все выдающиеся авторитеты, доктрина Гамова — Шепли пошатнулась впервые за восемьдесят лет.
Некоторое время ее еще пытались защищать, утверждая, что океан ничего общего с жизнью не имеет, что он даже не является образованием пара- или пребиологическим, а всего лишь геологической формацией, по всей вероятности, необычной, но способной лишь к стабилизации орбиты Соляриса посредством изменения силы тяжести: при этом ссылались на закон Ле Шателье.
Наперекор консерватизму появлялись другие гипотезы (например, одна из наиболее разработанных, гипотеза Чивита-Витты). Согласно этим гипотезам океан является результатом диалектического развития: от своего первоначального состояния, от праокеана — раствора слабо реагирующих химических веществ он сумел под влиянием внешних условий (то есть угрожающих его существованию изменений орбиты), минуя все земные ступени развития, минуя образование одно- и многоклеточных организмов, эволюцию растений и животных, перепрыгнуть сразу в стадию «гомеостатического» океана. Иначе говоря, — он не приспосабливался, как земные организмы, в течение сотен миллионов лет к условиям среды, чтобы только через такое длительное время дать начало разумной расе, но стал хозяином среды сразу же.
Это было весьма оригинально, но никто не знал, как студенистый сироп может стабилизировать орбиту небесного тела. Уже давно были известны гравитаторы — установки, создающие искусственные силовые и гравитационные поля. Но никто не представлял себе, каким образом какое то бесформенное желе может добиться результата, который в гравитаторах достигался с помощью сложных ядерных реакций и высоких температур. В газетах, которые, к удовольствию читателей и негодованию ученых, захлебывались тогда нелепейшими вымыслами на тему «тайны Соляриса», например, писали, что планетарный океан является... дальним родственником земных электрических угрей.
Когда эту загадку удалось в какой-то мере распутать, то оказалось, как это потом не раз бывало с Солярисом, что на ее месте появилась другая, возможно, еще более удивительная.
Как показали исследования, океан действовал совсем не по тому принципу, который использовался в наших гравитаторах (впрочем, это было невозможно). Он непосредственно моделировал кривую пространства времени, что приводило, скажем, к отклонениям в изменении времени на одном и том же меридиане планеты. Следовательно, океан не только представлял себе, но и мог (чего нельзя сказать о нас) использовать выводы теории Эйнштейна — Бови.
Когда это стало известно, в научном мире возникла одна из сильнейших бурь нашего столетия. Самые почетные, повсеместно признанные непоколебимыми теории рассыпались в пыль, в научной литературе появились совершенно еретические статьи, альтернатива же «гениальный океан» или «гравитационное желе» распалила умы.
Все это происходило за много лет до моего рождения. Когда я ходил в школу, Солярис в связи с установленными позднее фактами был признан планетой, которая наделена жизнью, но имеет только одного жителя.
Второй том Хьюга и Эгла, который я перелистывал совершенно машинально, начинался с систематики, столь же оригинальной, сколь и забавной. Классификационная таблица представляла в порядке очереди: тип Политерия, класс — Метаморфа, отряд — Синциталия. Будто мы знали бог весть сколько экземпляров этого вида, тогда как на самом деле существовал лишь один, правда, весом в семнадцать миллионов тонн.
Под пальцами у меня шелестели цветные диаграммы, чертежи, анализы, спектрограммы. Чем больше углублялся я в потрепанный фолиант, тем больше математических формул мелькало на мелованных страницах. Можно было подумать, что наши сведения об этом представителе класса Метаморфа, который лежал скрытый темнотой ночи в нескольких метрах под стальным днищем станции, являются исчерпывающими.
Я с треском поставил увесистый том на полку и взял следующий. Он делился на две части. Первая была посвящена изложению экспериментальных протоколов бесчисленных опытов, целью которых было установление контакта с океаном. Это установление контакта служило источником бесконечных анекдотов, насмешек и острот в мои студенческие годы. Средневековая схоластика казалась прозрачной, сверкающей истиной по сравнению с теми джунглями, которые породила эта проблема.
Первые попытки установления контакта были предприняты при помощи специальных электронных аппаратов, трансформирующих импульсы, посылаемые в обе стороны, причем океан принимал активное участие в работе этих аппаратов. Но все это делалось в полной темноте. Что значило принимал участие? Океан модифицировал некоторые элементы погруженных в него установок, в результате чего записанные ритмы импульсов изменялись, регистрирующие приборы фиксировали множество сигналов, похожих на обрывки гигантских выкладок высшего анализа. Но что все это значило? Может быть, это были сведения о мгновенном состоянии возбуждения океана? Может быть, переложенные на неведомый электронный язык отражения земных истин этого океана? Может быть, его произведения искусства? Может быть, импульсы, вызывающие появление его гигантских образований, возникают где-нибудь в тысяче миль от исследователя? Кто мог знать это, коль скоро не удалось получить дважды одинаковой реакции на один и тот же сигнал! Если один раз ответом был целый взрыв импульсов, чуть не уничтоживший аппараты, а другой — глухое молчание! Если ни одно исследование невозможно было повторить!
Все время казалось, что мы стоим на шаг от расшифровки непрерывно увеличивающегося моря записей; специально для этого строились электронные мозги с такой способностью перерабатывать информацию, какой не требовала до сих пор ни одна проблема. Действительно, были достигнуты определенные результаты. Океан — источник электрических, магнитных, гравитационных импульсов — говорил как бы языком математики; некоторые типы его электрических разрядов можно было классифицировать, пользуясь наиболее абстрактными методами земного анализа, теории множеств, удалось выделить гомологи структур, известных из того раздела физики, который занимается выяснением взаимосвязи энергии и материи, конечных и бесконечных величин, частиц и полей. Все это склоняло ученых к выводу, что перед ними мыслящее существо, что-то вроде гигантски разросшегося, покрывшего целую планету протоплазменного моря-мозга, которое тратит время на неестественные по своему размаху теоретические исследования сути всего существующего, а то, что выхватывают наши аппараты, составляет лишь оборванные, случайно подслушанные обрывки этого, продолжающегося вечно в глубинах океана, перерастающего всякую возможность нашего понимания, гигантского монолога.
Одни расценивали такие гипотезы как выражение пренебрежения к человеческим возможностям, как преклонение перед чем-то, чего мы еще не понимаем, но что можно понять как воскрешение старой доктрины «ignoramus et ignorabimus»*. Другие считали, что это вредные и бесплодные небылицы, что в гипотезах математиков проявляется мифология нашего времени, видящая в гигантском мозге — безразлично, электронном или плазменном — наивысшую цель существования - итог бытия.
Другие еще... но исследователей и теорий были легионы. Впрочем, кроме «установления контакта» существовали и другие проблемы... Были отрасли соляристики, в которых специализация зашла так далеко, особенно на протяжении последней четверти столетия, что солярист-кибернетик почти не мог понять соляриста-симметриадолога. «Как можете вы понять океан, если уже не в состоянии понять друг друга?» — спросил однажды шутливо Вейбек, который был в мои студенческие годы директором Института. В этой шутке было много правды.
Все же океан не случайно был отнесен к классу Метаморфа. Его волнистая поверхность могла давать начало самым различным, ни на что земное не похожим формам, причем цель — приспособительная, познавательная или какая-либо иная — этих иногда весьма бурных извержений плазменной массы была полнейшей загадкой.
Поставив тяжелый том на место, я подумал, что наши сведения о Солярисе, наполняющие библиотеки, являются бесполезным балластом и кладбищем фактов и что мы топчемся на том же самом месте, где начали их нагромождать семьдесят восемь лет назад. Точнее, ситуация была гораздо хуже, потому что труд всех этих лет оказался напрасным.
То, что мы знали наверняка, относилось только к области отрицания. Океан не пользовался механизмами и не строил их, хотя в определенных обстоятельствах, возможно, был способен к этому. Так, он размножал части некоторых погруженных в него аппаратов, но делал это только в первый и второй годы исследовательских работ, а затем игнорировал все наши настойчиво возобновляемые попытки, как будто утратил всякий интерес к нашим аппаратным устройствам (а следовательно, и к нам самим). Океан не обладал — я продолжаю перечисление наших «негативных сведений» — никакой нервной системой, ни клетками, ни структурами, напоминающими белок; не всегда реагировал на раздражения, даже наимощнейшие (так, например, он полностью игнорировал катастрофу вспомогательной ракеты второй экспедиции Гезе, которая рухнула с высоты трехсот километров на поверхность планеты, уничтожив взрывом своих атомных двигателей плазму в радиусе полутора миль).
Постепенно в научных кругах «операция Солярис» начала звучать как «операция проигранная», особенно в сферах научной администрации Института, где в последние годы все чаще раздавались голоса, требующие прекращения дотаций на дальнейшие исследования. О полной ликвидации станции до сих пор никто говорить не осмеливался, это было бы слишком явным признанием поражения. Впрочем, некоторые в частных беседах говорили, что все, что нам нужно, это наиболее «почетное» устранение от «аферы Солярис».
Для многих, однако, особенно молодых, «афера» эта постепенно становилась чем-то вроде пробного камня собственной ценности. «В сущности, — говорили они, — речь идет о ставке гораздо большей, чем изучение соляристической цивилизации, речь идет о нас самих, о границе человеческого познания».
В течение некоторого времени было популярно мнение (усердно распространяемое ежедневной прессой), что мыслящий Океан, который омывает весь Солярис, является гигантским мозгом, перегнавшим нашу цивилизацию в своем развитии на миллионы лет, что это какой-то «космический йог», мудрец, олицетворение всезнания, который уже давно понял бесполезность всякой деятельности и поэтому сохраняет (по отношению к нам) категорическое молчание.
Это была просто неправда, потому что живой океан действовал, и еще как, только в соответствии с иными, чем людские, представлениями, не строя ни городов, ни мостов, ни летательных машин, не пробуя также победить пространство или перешагнуть его (в чем некоторые защитники превосходства человека любой ценой усматривали бесценный для нас козырь), но занимаясь зато тысячекратными преобразованиями — «онтологической автометаморфозой», — чего-чего, а ученых терминов хватало на страницах соляристических трудов.
С другой стороны, у человека, упорно вчитывающегося во всевозможные солярианы, создавалось впечатление, что перед ним обломки интеллектуальных конструкций, возможно гениальных, перемешанные без всякой системы с плодами полного, граничащего с сумасшествием идиотизма. Отсюда выросла как антитеза концепции об «океане-йоге» мысль об «океане-дебиле». Эти гипотезы подняли из гроба и оживили одну из старейших философских проблем — взаимоотношения материи и духа, сознания. Необходима была большая смелость, чтобы первому — как дю Хаарт — приписать океану сознание. Эта проблема, поспешно признанная метафизической, тлела на дне всех дискуссий и споров. Возможно ли мышление без сознания? Можно ли возникающие в океане процессы назвать мышлением? Гору — очень большим камнем? Планету — огромной горой? Можно пользоваться этими названиями, но новая величина выводит на сцену новые закономерности и новые явления.
Проблема Соляриса стала квадратурой круга нашего времени. Каждый самостоятельный мыслитель старался внести в сокровищницу соляристики свой вклад: множились теории, гласящие, что перед нами продукт дегенерации, регресса, который наступил после минувшей фазы «интеллектуального великолепия» океана, что океан в самом деле новообразование, которое, зародившись в телах древних обитателей планеты, уничтожило и поглотило их, сплавляя остатки в структуру вечно живущего, самоомолаживающегося сверхклеточного организма.
...В белом, похожем на земной свете ламп я снял со стола аппараты и книги и разложил на пластмассовой крышке карту Соляриса. Живой океан имел свои отмели и глубочайшие впадины, а его острова были покрыты налетом выветрившихся пород, свидетельствующих о том, что когда-то острова были океанским дном. Возможно, океан регулировал появление и исчезновение скальных формаций, погруженных в его лоно. Опять полная темнота. Я смотрел на огромное, раскрашенное разными оттенками фиолетового и голубого цветов полушарие на карте, испытывая, не знаю уж который раз в жизни, изумление, такое же потрясающее, как то, первое, которое я ощутил, когда еще мальчишкой впервые услышал в школе о существовании Соляриса.
Не знаю почему, но все, что меня окружало, — тайна смерти Гибаряна, даже неизвестное мне будущее, — все казалось сейчас неважным, и я не думал об этом, погруженный в удивительную карту.
Отдельные области живой планеты носили имена исследовавших их ученых. Я рассматривал омывающее экваториальные архипелаги море Гексалла, когда почувствовал чей-то взгляд.
Я еще стоял над картой, парализованный страхом, но уже не видел ее. Дверь была прямо против меня; она была приперта ящиками и придвинутым к ним шкафчиком. «Это какой-нибудь автомат», — подумал я, хотя ни одного автомата перед этим в комнате не было и он не мог войти незаметно для меня. Кожа на шее и спине стала горячей, ощущение тяжелого, неподвижного взгляда становилось невыносимым. Не отдавая себе в этом отчета, инстинктивно втягивая голову в плечи, я все сильнее опирался на стол, который начал медленно ползти по полу. От этого движения я пришел в себя. Я стремительно обернулся.
Позади никого не было. Только зияло чернотой большое полукруглое окно. Но странное ощущение не исчезало. Эта темнота смотрела на меня, бесформенная, огромная, безглазая, не имеющая границ. Ее не освещала ни одна звезда. Я задернул шторы. Я не был на Станции еще и часа, но уже начинал понимать, почему у ее обитателей появилась мания преследования. Инстинктивно я связывал это со смертью Гибаряна. Я знал его и думал до сих пор, что ничто не могло бы помутить его разум. Теперь эта уверенность исчезла.

---------------------------
*(Не знаем и не узнаем)

0


Вы здесь » Солярис » FAQ » F.A.Q.